В штате Махараштра в Индии есть удивительный храмовый комплекс. Пещеры, выдолбленные в скалах Аджанты, напоминают издали громадные пчелиные соты. Некоторые из них так же велики, как зрительные залы современных крупных театров. Колонны, барельефы, цветная роспись украшают пещеры. |
Во многих пещерах в кровле пробиты окна, через которые в определенное время дня проникают солнечные лучи, оживляющие каменное безмолвие.
Трудно найти во всем мире такое гармоническое сочетание искусства архитекторов, ваятелей и художников. Древнеиндийская живопись запечатлела на стенах пещер мифологию буддизма, и бытовые сцены давних времен. Бесконечно разнообразие сюжетов; эпизоды из жизни Будды, дворцовые сцены, картины из жизни нищих, пышные цветы, бегущие олени, прыгающие обезьяны. Поражает фреска, изображающая Будду. Дневной свет падает через отверстие в кровле пещеры таким образом, что кажется, будто глаза Будды поворачиваются вслед за подходящим к изображению человеком. Выразительность, тонкость и изящество рисунка, яркость и умелый подбор красок ставят фрески Аджанты на один уровень с лучшими произведениями искусства древности. К сожалению, многие настенные картины разрушились под влиянием времени, так как в колониальный период ни английские власти, ни местные князья не заботились об охране и реставрации этих замечательных памятников старины. Только с завоеванием независимости в Индии стали предпринимать меры, чтобы сохранить выдающиеся образцы народного творчества.
Десятки, а может и сотни, тысяч индийцев вложили титанический труд и великое мастерство в создание чудес этого «Индийского Олимпа». строительство длилось много сотен лет. Индийский писатель Ходжа Ахмад Аббас в рассказе «Аджантаз» в поэтической форме показал, как одно поколение тружеников продолжало труд другого поколения, чтобы создать шедевры архитектуры, скульптуры, живописи. Перед глазами героя рассказа возникают видения строителей Аджанты, которые при свете факелов с помощью резцов и молотков высекают из скалы колонны. Древний каменотес говорит: «Сейчас работаю я, а до меня работал мой отец, а еще раньше мой дед... Как меня зовут?.. Кого интересует мое имя? Разве вы знаете имя художника, создавшего Аджанту? У нас нет имен». В стуке молотков, наполнившем пещеру, герою рассказа слышалось: «Труд... Работа... Дело...» |